Логопедические игры с песком презентация. Игры с песком в логопедической работе картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Евгения Журавлева

инетический песок в работе с детьми логопедической группы

Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен, это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая стабилизирует эмоциональное состояние. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми .

Песочная терапия помогает :

1. Справиться со страхом и неуверенностью.

2. Вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах.

3. Активизировать творчество и спонтанность.

Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Но наряду с правилами в группе и на участке детского сада есть место, где ребенок сможет позволить себе просто быть : быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать. Такое пространство предоставляет детям «педагогическая» песочница с волшебным кинетическим песком .

Идея использования кинетического песка в работе с детьми , имеющими нарушения в речи, возникла не случайно. Первым нашим опытом с кинетическим песком , был опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста. Когда появилась возможность приобрести кинетический песок , мы совместно с родителями воспитанников, согласились поэкспериментировать, попробовать его в обучении. Можем с уверенностью сказать, что эксперимент удался! И родители, и педагоги отметили ряд положительных моментов. Например, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Использование «педагогической» песочницы в работе с детьми раннего возраста строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Также известно, что в этом возрасте самое пристальное внимание необходимо уделять развитию сенсорики и мелкой моторики детей. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Начало развитию мышления даёт рука.

Дети были в восторге от занятий с песком и выполняли все задания с удовольствием. Из дома они принесли маленькие игрушки из шоколадных яиц, которые закапывали, строили для них домики, всевозможные сооружения : замки, горки, башни, гаражи, бассейны. С помощью формочек лепили уточек, бабочек, а также куличики, пирожки, колбаски, сосиски, и многое другое. Со временем мы заметили, что такой мега-тренажёр положительно повлиял не только на развитие речи у детей, но и на развитие творческих способностей, воображения у малышей. Они стали лучше разговаривать, начали появляться элементы связной речи, дети стали интересоваться чем-то новым, росли их желания познавать мир самостоятельно, экспериментируя. Всем известно, что малышам трудно сидеть на одном месте , молчать, подчиняться инструкциям, они могут быть вспыльчивы, раздражительны, очень подвижны или наоборот замкнуты в себе. Но стоит отметить, что при использовании кинетического песка улучшилось общее эмоциональное состояние детей, наблюдались изменения и в поведении : они стали спокойнее, более усидчивы, внимательны к заданиям и процесс познания (обучения) для них стал интересным, радостным и приятным.

Однако сейчас мы все чаще встречаем детей с речевыми нарушениями. И мы убедились в этом, начав работу с детьми логопедической группы . У одних дошкольников речевое нарушение быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме обычного нарушения звукопроизношения, ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например, ОНР, алалией, дизартрией, заиканием и т. д. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Все это требует более тщательного подбора методов работы с детьми , имеющими нарушения в развитии речи. По нашему мнению, одним из таких методов является арт-терапия, в частности, песочная терапия , а именно использование кинетического песка . Поэтому работа по использованию кинетического песка , начатая с детьми раннего возраста нашла свое продолжение и в логопедической группе .

Цель использования кинетической песочницы для детей раннего возраста (от года до трех лет) - это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в песок развивает мышление , память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического эксперементирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в кинетической песочнице стимулируют познавательный интерес и побуждают малыша к активному развитию.

Кинетический песок (с 3 до 6-7 лет) обладает всеми теми же достоинствами, что и для детей раннего возраста, кроме того развивает самовыражение и сапомознание, умение выражать свои чувства и эмоции, развивает творческий потенциал, образно-логическое мышление. Занятия с кинетическим песком формируют уверенность в себе, способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С помощью песочных игр можно корректировать поведение ребенка, его эмоционально- личностные качества. Игра с кинетическим песком является еще и отличным диагностическим методом, дает возможность увидеть и понять , что происходит у ребенка внутри, его переживания, эмоции, страхи, дает возможность отработать негатив , проработать конфликтные ситуации в игре. Все это позволяет успешно использовать кинетический песок .

Конкретное содержание указанных целей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, поставленных задач, и может реализовываться в различных видах деятельности, указанных во ФГОС ДО (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок , общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого , самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, изобразительная (рисование на песке, лепка, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Игры с таким песком можно использовать как часть развивающего занятия или как полное занятие. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливать жестких рамок и правил, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка. Образовательную деятельность следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Подбирая материал для работы с логопедическими детьми , мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.

В заключение обращаем ваше внимание на многообразие направлений, получивших свое развитие при использовании кинетического песка в работе с детьми логопедической группы :

во-первых, игра с этим материалом способствовала развитию мелкой моторики, а также интенсивному развитию всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление) ;

во-вторых, так как кинетический песок обладает своеобразной текстурой, у детей во время занятия активно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта» ;

в-третьих, игра в песочнице способствует тому , чтобы у логопедических детей развивалось творческое воображение, существенно усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно ;

в-четвертых, на эмоциональное состояние ребенка манипуляции с песком оказывают благотворное влияние. Игра поможет детям раскрыться и приучит к концентрации внимания;

в-пятых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка с речевыми нарушениями;

в-шестых, песок , как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми .

С течением времени, при дальнейшем активном участии воспитателя, которое заключается в постоянной поддержке и дальнейшем развитии приобретенных детьми игровых навыков , у них заметно развивается способность вступать в конструктивные речевые диалоги, налаживать отношения со сверстниками в игре и вне игры, а также мирно разрешать возникающие конфликты, используя речь в качестве основного эффективного коммуникативного средства. Все это позитивно влияет в целом на развитие речи, на уменьшение различных нарушений в поведении детей и на снижение частоты и интенсивности агрессивных проявлений в течение дня в группе детского сада . Начало работы с детьми логопедической группы показало , что использование кинетического песка дает положительные результаты : способствует психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы в этом направлении .

Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

Ø Эмоциональное благополучие ребенка,

Ø Самоактуализация,

Ø Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности

Ø Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Ø В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

Ø В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.

Ø Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Ø Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Ø Развитие диафрагмального дыхания

Ø Регуляция мышечного тонуса

Ø Автоматизация звуков

Ø Развитие фонематического слуха

Ø Формирование слоговой структуры слова

Ø Словарная работа

Ø Звуковой анализ слов

Ø Обучение грамоте

Ø Связная речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с песком в логопедической работе

Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

  • Эмоциональное благополучие ребенка,
  • Самоактуализация,
  • Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности

  • Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
  • В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
  • Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Задачи, решаемые в логопедии с помощью игр с песком

  • Регуляция мышечного тонуса
  • Автоматизация звуков
  • Словарная работа
  • Звуковой анализ слов
  • Обучение грамоте
  • Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

  • «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком» . Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
  • «Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
  • «Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
  • «Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
  • «Дорога к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
  • «Секрет» - в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
  • «Добрый великан» - из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
  • «Путешествие» - на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
  • «Буря» - во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
  • погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

  • «Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
  • Упражнение «Необыкновенные следы»:
  • «Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
  • «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
  • «Ползут змейки» - ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
  • «Жучки – паучки» - ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Артикуляционные упражнения

  • «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
  • «Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
  • «Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
  • «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
  • «Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

  • «Сильный мотор» - произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения: рисовать на песке букву Р, произнося его одновременно. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Слабый моторчик» - произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
  • «Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения: выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
  • «Дорожка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
  • «Совпадение» - логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

  • «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.
  • «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
  • «Водолаз» - со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
  • «Два моря» - коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
  • «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
  • Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
  • «Спрячь ручки» - спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
  • «Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
  • «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
  • «Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

  • «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
  • «Исправь ошибку» - логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
  • «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное) слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
  • «Художник» - логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Словарная работа

  • «Я делал - я сделал» - глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.
  • «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
  • «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

  • «Лодочка» - в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
  • предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
  • приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
  • наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО.
  • «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
  • «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (зайчик – ушастый, медведь – косолапый, и т.д.).
  • «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других .

Звуковой анализ слова и предложения

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение грамоте

  • «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.
  • «Буква потерялась» - детям можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
  • «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
  • Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
  • «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
  • «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями

Связная речь

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

  • «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
  • «Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
  • «Что случилось?» - при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
  • «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
  • «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

  • «Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар . Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

Результаты использования песочной терапии таковы

  • Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  • Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
  • Совершенствуются гуманные чувства детей.
  • Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
  • Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.

Картотека игр с песком на логопедических занятиях

По статистическим данным министерства здравоохранения за последние годы значительно возросло количество детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Самую многочисленную группу (60% от всех дошкольников) составляют дети с нарушениями речи. Как известно, речевая патология не существует сама по себе, поэтому дети- логопаты имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В связи с этим, к коррекции речевых и сопутствующих им нарушений, необходимо осуществлять комплексный подход, заключающийся в использовании наряду с традиционными педагогическими методами нетрадиционных.

Одним из нетрадиционных методов терапии, ставшим довольно популярным в последнее время, и зарекомендовавшим себя как эффективное средство в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии, является песочная терапия. В своей работе я успешно применяю её на различных этапах работы с детьми, имеющими речевую патологию. Предлагаю вашему вниманию картотеку игр и упражнений с использованием песочной терапии.

    Упражнения на дыхание.

    «Мы - археологи» - ребёнку предлагается найти зарытый в песке предмет. Т.к археологи должны быть очень аккуратны, чтобы не повредить зарытое в песке ископаемое, песок необходимо осторожно раздувать.

    «Найди клад» - данное упражнение способствует ещё и развитию у ребёнка пространственной ориентировки. Ребёнку даётся «карта», представляющая собой лист бумаги, на котором кружком или крестиком указано место нахождения клада (в верхнем левом углу, в центре и т.д). Ребёнок раздувает песок на этом месте, находя для себя подарок (небольшая наклейка, которую он затем вклеивает в свою тетрадку и др.). В игру могут играть два человека – каждому дается своя карта.

2. Артикуляционные упражнения

    Упражнения на автоматизацию изолированного произношения поставленного звука.

    • «Дорожки» - на песке устанавливается фигурка – символ звука (машина – для Р, кораблик для Л, змейка для Ш и т.д), ребёнку необходимо привести героя к дому (в гараж, в порт и т.д), установленному в противоположном конце короба. Ребёнок ведёт пальцем по песку, рисуя дорожку и произнося автоматизируемый звук.

      «Напиши букву» - вариантов несколько: можно просто пальцем писать на песке букву, обозначающую автоматизируемый звук, можно насыпать песок тонкой струйкой в виде нужной буквы, можно подложить под короб карточку с буквой, ребёнок её обводит.

      Автоматизация звука С – педагог рассказывает стихотворение:

Сыплется, сыплется, сыплется песок (дети набирают песок в ладони и тонкой струйкой высыпают обратно),

Ветер песню напевает: с-с -с- с-с (дети произнося звук с, пишут букву на песке),

И песочек раздувает: с-с-с-с.

(можно выполнять и под музыкальное сопровождение, используя презентацию Марии Сергеевны на сайте viki.rdf.ru)

    Упражнения на автоматизацию звука в слогах.

    «Подружи звуки» - на одном конце короба кладётся буква, обозначающая изолированный звук, на другом – буквы гласных звуков. Ребёнку необходимо подружить звуки – провести линию от одного к другому.(сначала один идёт в гости к другому, затем другой) – отработка в прямых и обратных словах.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковая игра «Пустыня»

По пустыне мы шагаем, на носочки наступаем («шагают» пальчиками по песку)

По барханам мы идём, от друзей не отстаём («шагают» высоко поднимая пальцы)

Змеи по песку ползут, за собою нас ведут (ставят ладони на ребро, выполняют скользящие движения)

Скрип, скрип, скрип песок (шагают пальчиками по песку)

Отряхнём его мы с ног (отряхивают руки от песка)

    Упражнения на дифференциацию поставленных звуков – дети пишут на песке буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, затем проводячт аеализ артикуляции, изображая символы на песке. Например: Ш и С

Положение губ: на Ш – рисуют кружок, на с – улыбку

Положение языка: на ш – стрелка вверх, на с – стрелка вниз

Воздушная струя: на ш – рисуем волнистую линию(пар), на с - снежинка.

Уважаемые коллеги! В последнее время очень полюбила использовать на своих занятиях игры с песком. Предлагаю свою небольшую картотеку, может кому - то будет полезно.

По статистическим данным министерства здравоохранения за последние годы значительно возросло количество детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Самую многочисленную группу (60% от всех дошкольников) составляют дети с нарушениями речи. Как известно, речевая патология не существует сама по себе, поэтому дети- логопаты имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В связи с этим, к коррекции речевых и сопутствующих им нарушений, необходимо осуществлять комплексный подход, заключающийся в использовании наряду с традиционными педагогическими методами нетрадиционных.

Одним из нетрадиционных методов терапии, ставшим довольно популярным в последнее время, и зарекомендовавшим себя как эффективное средство в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии, является песочная терапия. В своей работе я успешно применяю её на различных этапах работы с детьми, имеющими речевую патологию. Предлагаю вашему вниманию картотеку игр и упражнений с использованием песочной терапии.

  1. Упражнения на дыхание.
  • «Мы - археологи» - ребёнку предлагается найти зарытый в песке предмет. Т.к археологи должны быть очень аккуратны, чтобы не повредить зарытое в песке ископаемое, песок необходимо осторожно раздувать.
  • «Найди клад» - данное упражнение способствует ещё и развитию у ребёнка пространственной ориентировки. Ребёнку даётся «карта», представляющая собой лист бумаги, на котором кружком или крестиком указано место нахождения клада (в верхнем левом углу, в центре и т.д). Ребёнок раздувает песок на этом месте, находя для себя подарок (небольшая наклейка, которую он затем вклеивает в свою тетрадку и др.). В игру могут играть два человека - каждому дается своя карта.

2. Артикуляционные упражнения

  1. Упражнения на автоматизацию изолированного произношения поставленного звука.
    • «Дорожки» - на песке устанавливается фигурка - символ звука (машина - для Р, кораблик для Л, змейка для Ш и т.д), ребёнку необходимо привести героя к дому (в гараж, в порт и т.д), установленному в противоположном конце короба. Ребёнок ведёт пальцем по песку, рисуя дорожку и произнося автоматизируемый звук.
    • «Напиши букву» - вариантов несколько: можно просто пальцем писать на песке букву, обозначающую автоматизируемый звук, можно насыпать песок тонкой струйкой в виде нужной буквы, можно подложить под короб карточку с буквой, ребёнок её обводит.
    • Автоматизация звука С - педагог рассказывает стихотворение:

Сыплется, сыплется, сыплется песок (дети набирают песок в ладони и тонкой струйкой высыпают обратно),

Ветер песню напевает: с-с -с- с-с (дети произнося звук с, пишут букву на песке),

И песочек раздувает: с-с-с-с.

(можно выполнять и под музыкальное сопровождение, используя презентацию Марии Сергеевны на сайте viki.rdf.ru)

  1. Упражнения на автоматизацию звука в слогах.
  2. «Подружи звуки» - на одном конце короба кладётся буква, обозначающая изолированный звук, на другом - буквы гласных звуков. Ребёнку необходимо подружить звуки - провести линию от одного к другому.(сначала один идёт в гости к другому, затем другой) - отработка в прямых и обратных словах.
  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковая игра «Пустыня»

По пустыне мы шагаем, на носочки наступаем («шагают» пальчиками по песку)

По барханам мы идём, от друзей не отстаём («шагают» высоко поднимая пальцы)

Змеи по песку ползут, за собою нас ведут (ставят ладони на ребро, выполняют скользящие движения)

Скрип, скрип, скрип песок (шагают пальчиками по песку)

Отряхнём его мы с ног (отряхивают руки от песка)

  1. Упражнения на дифференциацию поставленных звуков - дети пишут на песке буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, затем проводячт аеализ артикуляции, изображая символы на песке. Например: Ш и С

Положение губ: на Ш - рисуют кружок, на с - улыбку

Положение языка: на ш - стрелка вверх, на с - стрелка вниз

Воздушная струя: на ш - рисуем волнистую линию(пар), на с - снежинка.

Наталья Ткачева

Использование игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми , имеющими нарушения речи очень эффективно, так как все дети с большим удовольствием играют в песок . Поэтому перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Цель работы : коррекция всех компонентов речи, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, гармонизация психоэмоционального состояния.

Задачи :

Развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.

Расширять словарный запас.

Осваивать навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

Помогать в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Преимущества песочной терапии сводятся к следующему :

во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".

в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

в-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице , педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

Песочная терапия , как ведущий метод коррекционного воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры , с использованием песочной терапии , делятся на три направления :

1. Обучающие игры , такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, работаем над дыханием, развивается внимание, память и фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры , с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры , с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Основные принципы игр на песке очень точно изложены в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко «Практикум по песочной терапии » .

Они считают, что для организации игр на песке необходимы следующие принципы :

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур.

3. Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в реальное и наоборот.

Моделирование игр-сказок на песке.

При моделировании игр-сказок на песке мы стараемся придерживаться тех же этапов игры , которые выделяет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Этапы игры :

1. Введение в игровую среду.

2. Знакомство с игрой и ее героями.

3. Моделирование конфликта, трудностей.

4. Выбор помощи.

5. Борьба и победа.

6. Утверждение победы.

7. Перспектива дальнейших приключений.

В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все , что требуется по сюжету игры . Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них – это развитие фонематического слуха, то есть умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в словах.

Мы можем использовать разные буквы : пластмассовые, вырезанные из наждачной бумаги, из картона. Можно не только писать буквы пальцем, но и лепить их из песка. На песке легко создавать, исправлять, восстанавливать слова. Писать можно чем угодно : пальцем, палочкой.

В конце каждой сказки происходит восстановление или преобразование сказочной страны . Такими незатейливыми сказками мы стремимся создать пространство , в котором каждый ребенок смог бы почувствовать себя успешным, смог бы решить какие-то свои невысказанные проблемы.

Обычно используются игры , которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

«Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Нам неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.

Логопедические игры , применяемые в развитии звуковой стороны речи.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха :

Выбрать фигурки, в названиях которых есть звук (а) или другой гласный;

Выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизированный звук (с) или (ш) и т. д.

Затем задание можно конкретизировать : составить устно предложения, в которых слова со звуком (с) находятся в начале, середине, конце слова. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач : закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука, развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиками, потом палочкой, держа её как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки» . На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

Нравится детям игра «Мой город» . Даётся задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устно рассказ об этом городе и его жителях.

Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов . Если звуко-произносительная сторона речи ребенка не страдает , нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты :

Значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям ;

Развивается мелкая моторика рук;

Развивается фонематический слух и восприятие;

Закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

Расширяется словарный запас;

Происходит освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза ;

Развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

Происходит освоение навыков чтения и письма;

Сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

Таким образом, игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию звуко-буквенного анализа, речи, произвольного внимания и памяти.




Copyright © 2024 Игры для всех.