Игры с правилами. Характеристика игр с правилами Проведение игр с правилами

В результате изучения главы студент должен: знать

  • специфические характеристики игр с правилом и их развивающее значение;
  • этапы становления игр с правилом;
  • конкретные игры, адекватные для детей разного возраста; уметь
  • выбирать игры с правилом для детей разного возраста;
  • оценивать развивающий потенциал настольно-печатных игр; владеть
  • методами организации игр с правилом.

Особенности игр с правилом и их развивающее значение

Игра с правилом, так же как и сюжетная, является неотъемлемой частью детской жизни. Это традиционный вид игры - многие подобные игры передаются из поколения в поколение. При этом, несмотря на огромное разнообразие игр с правилом, их отличает единство структуры, сохранение базовых элементов. Игра с правилом является важнейшим средством развития личности ребенка. Но чтобы способствовать общему личностному развитию дошкольников, она должна стать самостоятельной деятельностью дошкольников. Напомним, что самостоятельность и инициативность детей являются отличительными признаками всякой игры, отделяющими ее от учебных занятий. Для того чтобы игра с правилом стала самостоятельной деятельностью дошкольников, они должны освоить ее специфические характеристики.

Специфические характеристики игры с правилом наиболее ярко выступают при ее сравнении с сюжетной игрой. Относительно связи ролевых игр и игр с правилами в онтогенезе существуют разные позиции. Так, согласно Д. Б. Эльконину, развитие игры в дошкольном возрасте идет по линии разворачивания игровой роли как единицы игры. Этап предметной игры - это подступы к роли, ролевая игра - ее расцвет, игра с правилом - сворачивание роли до чистого правила. С этой позиции игра с правилом вытекает из ролевой, и данные виды игры имеют единую логику развития.

Однако другие авторы утверждают, что сюжетная игра и игра с правилами не обязательно находятся в отношениях преемственности и что появлению игры с правилом предшествует сюжетно-ролевая (Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова). Пиаже показывает, что каждый вид игры представляет собой качественно особое образование и не порождается предыдущим видом . Специальный анализ показывает, что развитие сюжетно-ролевой игры не является основной причиной, порождающей игру с правилами. Из этого следует, что различные виды игры имеют независимые линии развития, которые сосуществуют, а не сменяют друг друга.

Прежде всего, игра с правилом - это всегда совместная деятельность, с необходимостью предполагающая партнеров. В отличие от других видов деятельности дошкольника (режиссерской игры, продуктивной деятельности, экспериментирования), она не может осуществляться индивидуально. Ее суть и содержание состоят в особом характере взаимодействия.

Как следует из названия, действия детей в таких играх задаются и определяются правилами. Конечно, в сюжетной игре тоже есть правила (как должен вести себя тот или иной персонаж), но в игре с правилом они принципиально другие. В сюжетной игре правило связано с личным представлением ребенка о разыгрываемой ситуации и каждый из участников руководствуется своим пониманием смысла, сюжета и роли. Это понимание весьма приблизительно и может меняться в процессе игры. В сюжетной игре правила заключены (спрятаны) в роли и связаны с субъективным, личным пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации. Это скорее обобщенное представление о том, как должен вести себя тот или иной персонаж в условном пространстве.

В игре с правилом действия участников совершенно реальны и однозначны. Правила имеют формализованный, осознанный характер, независимо от того, имеют ли они договорной характер или берутся в готовом виде. В играх с правилами правила не допускают субъективных интерпретаций. Они обязательны для всех участников игры.

Еще одно важное отличие игр с правилами от сюжетных заключаются в том, что в них всегда есть заранее заданный результат , т.е. выигрыш. Сюжетная игра не имеет конечного результата (в этом ее преимущества и особенность). Развертывание сюжета имеет поступательный характер, может продолжаться бесконечно, а может прерваться в любой момент. Момент завершения игры зависит от желания играющих. В игре с правилом есть совершенно определенный, заданный результат. При этом важен не сам результат, а его соотнесение с результатом других, т.е. выигрыш, определяющий первенство одного из играющих. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры. А это означает состязательный характер игры и совсем другие отношения между играющими: уже нс сотрудничество, а соревнование, конкуренция.

Выигрыш означает окончание цикла игры, после которого начинается следующий цикл. Таким образом, игра с правилом связана с повторяемостью, цикличностью этой деятельности. Продолжение игры есть повторение игрового цикла, который вновь завершается выигрышем. Цикличность, повторяемость игровых действий всеми участниками - также важная особенность этой деятельности.

Выигрыш является центральным, наиболее специфическим моментом игр с правилами. В нем сосредоточены, с одной стороны, совместность и состязательность (выиграть можно только у кого-то), с другой - цикличность, повторяемость действий. Правила уравнивают всех играющих, а повторяемость дает возможность успеха для каждого. Именно выигрыш придает непредсказуемость, неожиданность, что определяет игровой характер этой деятельности. Именно он создает эмоциональное напряжение, интригу, своеобразный азарт.

Наличие выигрыша отличает игру с правилами не только от сюжетной игры, но и от дидактической, хотя там тоже есть правила и конечный результат действий.

Игра с правилом всегда коллективная и требует от участников принятия и соблюдения обязательных для всех правил.

Правила бывают трех видов.

Нормативные правила , задающие способы регуляции совместной деятельности, реализующие принцип справедливости. Перед началом игры все играющие должны занять равные позиции, никто не должен иметь никаких преимуществ перед другими. Для нормативной регуляции в детской субкультуре сложились определенные приемы: очередность, жребий, считалка, порядок передачи хода и т.п.

Затем должен быть развернут игровой цикл, т.е. реализованы конкретные действия. Конкретные действия участников определяют собственно игровые правила. Их можно назвать инструментальными (что именно нужно делать, куда бежать, что можно, чего нельзя, когда прекращать действие и т.д.). Именно они определяют многообразие игр с правилами, игровой материал, сложность или простоту игры.

Игровой цикл завершается определением выигравшего. Критерии определения победителя задаются правилами установления выигрыша , которые позволяют зафиксировать победу одного из играющих. Этих правил немного и они хорошо известны: Кто раньше всех... Кто больше всех... У кого больше всех... и т.д. Наличие выигравшего означает, что остальные участники - проигравшие. Однако цикличный характер игры дает возможность каждому участнику выиграть в следующем цикле (коне). Обычно при переходе от одного цикла к другому выигравший в качестве своеобразной награды получает право на первый ход.

Игра с правилом может иметь самостоятельный характер, а может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается, например, с элементами сюжетно-ролевой игры (кошки-мышки, лиса и гуси, лохматый пес и т.п.). Однако чаще всего игра с правилами соединяется с дидактическими играми, когда действие по правилу связано с решением познавательных, двигательных или речевых задач. В дошкольной педагогике игры с правилом часто используются как дидактическое средство, позволяющее развивать сенсорные, двигательные или умственные способности. Такое использование игры с правилом превращает ее в дидактическую и лишает специфических развивающих возможностей, которые связаны с ее строением.

Специфическое развивающее значение игры с правилом заключается в необходимости руководствоваться определенными правилами, т.е. в развитии нормативной регуляции поведения. Поскольку игра с правилами является совместной, кооперативной деятельностью, требующей неукоснительного соблюдения правил (норм), обязательных для всех участников, возникает требование не просто произвольного поведения, но взаимной нормативной регуляции. Каждый ребенок должен следить за точным выполнением правил не только в собственном поведении, но и за действиями всех участников игры. Такая нормативная регуляция и саморегуляция является необходимой составляющей морального и социального развития ребенка.

В этом виде игр создаются условия и для освоения и актуализации детьми взаимной нормативной регуляции и морального принципа справедливости.

Перед принятыми в игре правилами все дети находятся в равном положении. Даже если кто-то устал или кто-то слабее или, наоборот, сильнее других, все должны соблюдать общие правила. Такая готовность соблюдать единые для всех нормы поведения является важной предпосылкой для законопослушного поведения человека.

Общая структура игр с правилами способствует возникновению состязательных отношений между детьми, становлению стремления к достижению определенного результата, сопоставлению своих достижений с достижениями других и что особенно ценно, это сопоставление осуществляется ребенком самостоятельно на основе доступных ему критериев оценки. Соответственно, игры с правилами способствуют формированию адекватной самооценки.

Очень важен также опыт переживания ребенком временной неудачи , проигрыша в такой, пока еще не слишком значимой деятельности, как игра. Многие современные дошкольники слишком сильно переживают любую неудачу, даже проигрыш в игре: обвиняют игровой материал, злятся на партнеров, отказываются от продолжения игры. Собственный проигрыш переживается как серьезное поражение. Но игре с правилом свойственна такая особенность, как цикличность. Цикл (кон) заканчивается выигрышем одного и проигрышем других. Возобновление игры обеспечивает возможность проигравшим выиграть, достичь успеха. Игры с правилами, в которых выигравшие и проигравшие постоянно меняются, позволяют таким детям подготовиться к возможности временной неудачи и принять ее как неизбежность. Переживание своего неуспеха и признание успеха сверстника в игре с правилами «закаляет» ребенка, упорядочивает реакции на ситуации фрустрации. Однако, если проигрыш в игре слишком тяжело переживается ребенком, является своего рода стрессом (вызывает плач, агрессию, уход в себя), лучше избавить его от столь невыносимого пока испытания и заменить игру с правилами какой-то другой деятельностью. Для специфического развивающего эффекта игр с правилом более эффективными являются игры на удачу (типа «бродилок» или лото), поскольку в них только случай решает успех каждого и вероятность выигрыша не зависит от физических или умственных способностей ребенка. Соответственно, проигрыш в игре не воспринимается как результат своей неполноценности.

Игра с правилами также способствует овладению различными типичными формами взаимодействия со сверстниками: одновременными, последовательными, поочередными действиями, обменом функциями, распределением функций внутри группы и т.д. - все это безусловно способствует социальному и коммуникативному развитию детей. Очень важно и то, что игры с правилами влияют на развитие способности к договору, согласованию действий.

Неспецифическое значение игры с правилами связано с теми физическими и умственными усилиями, которые прилагает ребенок в процессе игровых действий и которые полезны для его развития. Обычно игровые действия связаны с определенными навыками или умениями. Пытаясь добиться успеха в игре, дети прилагают усилия для получения желанного результата и тем самым тренируют и развивают физические, умственные и другие способности.

  • Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.: Академический проект, 2006.
  • Михайленко II. Я., Короткова II. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2002.
Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Рубрика (тематическая категория) Образование

Игры с правилами - особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определœенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, яв­ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

Учитывая зависимость отхарактера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидакти­ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли (ʼʼКошки- мышкиʼʼ, ʼʼМагазин сувенировʼʼ), и бессюжетные (ʼʼПалоч­ка-выручалочкаʼʼ, ʼʼЧто изменилось?ʼʼ и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та͵ выигрывать. Но данный игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определœенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчинœенным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо указывал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, определяет их воспитательное значение.

В планеморального развития Д. Б. Эльконин особо вы­делил в играх с правилами те, в которых имеетсядвойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер­нуть в круг игрока, ʼʼзасаленногоʼʼ ранее. Значит, поведе­ние в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това­рищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед со­бой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в иг­рах с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: ʼʼПомоги Артему завязать шарфʼʼ; ʼʼПомоги Лизе убрать кубикиʼʼ. Товарищескую солидар­ность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомо­щи, особенно если действуют и соревнуются команды (ʼʼЧье звено скорее построит дом?ʼʼ, игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спо­рит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре ʼʼНазови растениеʼʼ). Ценно и то, что ребенок пытаетсяса­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольниковспособности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождаетстремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать и м новые знания), организуется и проводится взрослы м главным образ ом на обучающих занятиях.

Однако для того, чтобы игра с правилами служила целям общего развития дошкольников, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специф ических признаков, перейти из ранга деятельности, организуемой педагогом, в самостоятельну ю деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Руководство и управление играми с правилами в разных возрастных группах

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым главным образом на обучающих занятиях.

Однако для того, чтобы игра с правилами служила целям общего развития дошкольников, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специфических признаков, перейти из ранга деятельности, организуемой педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

Изучение особенностей становления игры с правилами, определение условий, облегчающих ее освоение в дошкольном возрасте, необходимы для разработки путей систематического руководства самостоятельной деятельностью детей, сочетания различных ее видов, обеспечивающих наиболее полное развитие ребенка.

Игры с правилами подразделяются на два вида: дидактические (основной задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями) и подвижные (основная задача - совершенствование движений, развитие двигательной активности). Однако нельзя рассматривать подвижные игры только как метод физического воспитания, а дидактические - только как умственного развития. В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка в целом.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Например, в игре "Раскроем тайну волшебных колпачков" (старшая группа) воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая задача - узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребёнок получает поощрительный значок. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая под находящейся под ним игрушке (например, матрёшке), даёт образец её описания. Если играющий ребёнок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: "А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова ещё мало рассказал о том, что колпачок прятал."

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: "Узнаем, что в чудесном мешочке", "Кто в каком домике живёт" и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия.

В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

При распределении детей на группы или при наличие ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых действий. В младших группах - это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже отобранном темпе решают игровую задачу.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

Педагогическая ценность дидактических игр

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Руководство и управление дидактическими играми

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Например, дидактическая задача "научить детей различать кольца по величине" реализуется через игровое задание "собери башенку правильно". У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие - проверить правильность собирания башенки - предлагает детям самим это сделать.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (от 4-х до 6-ти лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижения результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоцианальное настроение, непренуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам

Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнения игровых правил.

Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки- всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда, педагог рассказывает о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "В следующий раз будем играть ещё лучше" или: "Новая игра будет ещё интереснее". Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые - полезные и увлекательные.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение, усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.

Настольные игры-пособия

К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры ("Где что растет", "Когда это бывает", "Кому это нужно"и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д.

("Летающие колпачки", "Попади в цель", "Гусёк" и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).

Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта ("Кто на чём ездит, плавает, летает"), действуют герои сказок ("Сказки Пушкина", "Смелые и ловкие", и др.) Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, в игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности ("Настольный кольцеброс", "Настольные кегли", "Волчок" и др.)

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия,или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся такие известные, как "Поймай зайчика", "Жмурки с колокольчиком" (определение направления по звуку), "Кто скорее соберёт картинку" (на координацию движений) и др.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших - перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

Руководство и управление подвижными играми

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Подбор игр

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, как правило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движение по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли ("Солнышко и дождик" - одна роль, "Кот и мыши" - две роли и т.д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: "Кто тихо пробежит" (дети по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сидит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открывает глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры), "Кто легко спрыгнет", "Кто подлезет и не заденет" и т.д.

В средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием ("Мяч через сетку", "Лови, бросай, упасть не давай" и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даются задания на быстроту выполнения движения ("Кто быстрее добежит до флажка", "Кто самый ловкий" и т.д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании ("Самолеты", "Цветные автомобили" и др.). В средней группе можно также использовать народные подвижные игры, включающие простые основные движения.

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов.

Знакомство с новой игрой

Детей младшего дошкольного возраста целесообразнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры, игровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению.

Например, знакомя детей с игрой "Солнышко и дождик", воспитатель говорит: "Солнышко. Пойдем погуляем на улицу. Попробуйте догнать меня! А теперь потянули руки к солнышку, вверх. Туча налетела. Дождь! Побежали все домой". При повторном проведении игры взрослый отчетливо произносит сигнал "Солнышко", разнообразит действия детей между сигналами, а после слова "Дождь" постепенно исключает подсказывающие указания.

Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры через их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. Например, в игре "Цветные автомобили": "Когда можно выезжать из гаража? А по какому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя". Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить заранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры.

При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.

Создание условий для игры

В младших группах пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее - начинается игра ("Воробушки и кот") или натягивают веревку, детей располагают около нее ("Наседка и цыплята"). При проведении игры с детьми среднего и старшего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.

Распределение ролей

Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача - не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.

В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В средней группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.

В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: "Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?". И т.д.

Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.

Руководство в ходе игры

В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.

Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.

Подведение итогов

Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.

Проведение игр соревновательного характера

Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.

В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо - при одинаковом результате - обоим ("Кто быстрее добежит до флажка", "Подбрось, поймай, не дай упасть на диван" и т.д.).

Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды определяется суммой очков, полученных ее членами. Игра рассчитана на то, что каждый ребенок может внести вклад в победу, равный вкладу другого ребенка; достаточно только выполнить установленное задание. Такой тип игр строится на выполнении всеми детьми по очереди одного основного движения в одинаковых условиях; при этом каждый ребенок действует изолированно. В этих играх отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно оформлены.

Такие игры можно строить на выполнении разных движений. Если ребенку не удаются метание, прыжки, он может успешно действовать в играх на сохранение равновесия, с подлезанием и т.д. Таким образом будут созданы условия для того, чтобы каждый в той или иной игре вкусил радость победы. Разделить детей на команды может сам педагог; при этом он стремится создать примерно равные по уровню физической подготовленности команды. Можно привлечь к их составлению капитанов, которые назначаются или выбираются и по очереди отбирают себе играющих (выбирает одного ребенка первый капитан, а затем таким же правом пользуется другой и т.д.).

Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.

В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.).

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту детской игры, крайне важно серьезно подойти к организации и содержанию игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Руководство и управление играми с правилами во всех возрастных группах рассчитаны в основном на решение умственных задач воспитания и развития, а не на формирование новых более высоких способов деятельности.

Для того чтобы дети играли самостоятельно, без излишней опеки воспитателя, могли сами регулировать возникающие у них затруднения и разногласия, необходимы несложные понятные правила. Ко многим существующим играм даны готовые правила, но они часто не охватывают игры в целом, имеют существенные упущения. Анализируя имеющуюся литературу по игре, можно сказать, что одним из важных структурных компонентов является правило.

Для того чтобы обеспечить условия для самостоятельной детской игры с правилами, воспитателю необходимы знания о строении игр, сложности или простоте их правил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Игра с правилами в детском саду М. Академический Проект, 4-е изд.2002
  2. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Мозаика-Синтез, 2014
  3. Пичугина Н.О., Ассаулова С.В., Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика: Феникс, 2002
  4. Степанкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений // электронная версия

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Рубрика (тематическая категория) Образование

Игры с правилами - особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определœенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, яв­ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

Учитывая зависимость отхарактера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидакти­ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли (ʼʼКошки- мышкиʼʼ, ʼʼМагазин сувенировʼʼ), и бессюжетные (ʼʼПалоч­ка-выручалочкаʼʼ, ʼʼЧто изменилось?ʼʼ и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та͵ выигрывать. Но данный игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определœенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчинœенным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо указывал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, определяет их воспитательное значение.

В планеморального развития Д. Б. Эльконин особо вы­делил в играх с правилами те, в которых имеетсядвойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер­нуть в круг игрока, ʼʼзасаленногоʼʼ ранее. Значит, поведе­ние в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това­рищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед со­бой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в иг­рах с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: ʼʼПомоги Артему завязать шарфʼʼ; ʼʼПомоги Лизе убрать кубикиʼʼ. Товарищескую солидар­ность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомо­щи, особенно если действуют и соревнуются команды (ʼʼЧье звено скорее построит дом?ʼʼ, игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спо­рит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре ʼʼНазови растениеʼʼ). Ценно и то, что ребенок пытаетсяса­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольниковспособности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождаетстремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

ИГРЫ С ГОТОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ И ПРАВИЛАМИ

Игры с правилами прочно вошли в жизнь детей и являются элементом детской субкультуры.

Они сопровождают жизнь ребенка от дошкольного до подросткового возраста. В последнее время игры с правилами стали активно использоваться и взрослыми, - это различные деловые, компьютерные, развивающие игры. Некоторые игры передаются из поколения в поколение («Классики», «Краски», «Казаки-разбойники» и др.), являются принадлежностью культуры определенного народа («Ладушки», «Сорока-ворона» и др. - русского; «). Несмотря на разнообразие вариантов, игры с правилами сохраняют стабильную форму и базовую структуру. Не случайно высок интерес к ним со стороны педагогов и психологов, этнографов и историков, математиков и философов.

Игры с правилами считают активной деятельностью, доставляющей детям удовольствие и радость. Это объединяет их с другими видами игр и развлечений. Многие исследователи выделяют отличительные черты игр с правилами. X. Шварцман к ним относит организованную формализованную структуру, состязательный характер, наличие критериев для определения победителя (выигравшего) и соглашение относительно правил. И. Ивич важной отличительной чертой считает наличие формализованных правил, которые носят безличный, договорной и обязательный характер для всех участников игры. Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова подчеркивают важность двух наиболее общих характеристик: формализованных правил и состязательных отношений. По их мнению специфические черты игры с правилами особенно ярко можно обнаружить при сопоставлении с сюжетно-ролевой игрой.

Игры с правилами - это всегда совместная деятельность, а сюжетно-ролевая может носить индивидуальный характер.

Отличительной особенностью игр с правилами является наличие правил, которые имеют формализованный и обязательный характер. Н.Я. Михайленко выделяет три вида правил. Первый - нормативные, которые регулируют совместную деятельность детей и позволяют реализовать в игре принцип справедливости. Второй - собственно игровые правила, определяющие действия участников игры. И третий - правила установления выигрыша или определения победителя игры. В сюжетно-ролевых играх также присутствуют правила, но они носят скрытый характер и вытекают из роли. Правила здесь связаны с пониманием ребенком смысла разыгрываемой ситуации. Для каждого участника игры действия партнера всегда многозначны. Они могут изменяться по ходу игры.

В игре с правилами действия участников реальны и однозначны, а в сюжетно-ролевой - носят условный, замещающий характер и внешне неоднозначны.

В игре с правилами заранее задан конечный результат. Его смысл заключается в определении первенства одного из играющих, т. е. выигравшего. Оно осуществляется на основании сопоставления результатов каждого участника игры. Критерии выбора победителя закладываются в правилах, которые устанавливаются до ее начала самими детьми или взрослыми. Без них игра не может начаться. Стремление к выигрышу побуждает детей начинать игру вновь и вновь. Таким образом, выигрыш является одновременно завершающим моментом игры и началом её следующего кона. В сюжетной игре нет заранее заданного результата. В ней осуществляется поступательное развертывание сюжета, которое завершить принципиально невозможно. Окончание игры произвольно и зависит от желания детей.



В играх с правилами отношения детей носят состязательный характер, а в ролевых - соподчинения, сопричастности смыслу действий партнера в каждом шаге игры или независимые действия каждого.

По мнению Н.Я. Михайленко, центральной характеристикой игр с правилами является результат - выигрыш. В нем, как в фокусе, собираются все специфические черты данного вида игр: и состязательность, и безличное, обязательное правило, и цикличный характер деятельности. Именно выигрыш придает ей игровой характер своей неожиданностью, непредсказуемостью. Наличие выигрыша отличает игру с правилами от простого упражнения и действий с дидактическими игрушками и материалами.

Специфическое развивающее значение игр с правилами

В психолого-педагогических исследованиях установлено значение игр с правилами для физического, умственного, сенсорного, речевого, музыкального и др. развития детей (Терехова, Л.А. Венгер, Л.В. Артемова, Н.М. Аванесова, 11111111). Оно осуществляется за счет содержания и материала, на котором строится каждая игра. Однако, особенные, отличительные черты игры с правилами позволили установить ее специфическое развивающее значение (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).



Наличие правил и обязательный характер их выполнения создают условия для развития у детей нормативной регуляции поведения. Поскольку игра является совместной деятельностью, то правила должен выполнять каждый ее участник. Состязательный характер и условия определения победителя побуждают детей контролировать соблюдение правил всеми участниками игры. А это способствует взаимной нормативной регуляции. Таким образом, осуществляется морально-нравственное развитие детей, формируется произвольность их поведения.

В играх с правилами создаются условия для проявления у дошкольников нравственных качеств личности - справедливости, честности и др. В играх с правилами возникают моральные мотивы (помочь товарищу). А.Н. Леонтьев отмечал, что «моральный момент содержится в деятельности самого ребенка, т.е. активно и практически для него, а не в форме отвлеченной, выслушиваемой им моральной сентенции» (). Состязательный характер отношений позволяет развивать стремление к успеху в достижении результата, умение сопоставлять свои возможности с возможностями сверстников. Соответственно, создаются условия для познания себя через других с помощью самостоятельно выработанных критериев. Таким образом игры с правилами создают условия, в которых впервые появляется самостоятельная, сознательная оценка ребенком своих возможностей, умений (А.Н. Леонтьев).

В ходе игр ребенок приобретает опыт переживания временной неудачи и принятия успеха сверстника. Этот опыт поможет ребенку достойно выходить из фрустрирующих ситуаций в дальнейшем.

В играх с правилами дети учатся взаимодействовать со сверстниками: обсуждать ход игры, распределять роли, корректировать свои действия, отстаивать мнение и т. д. Выполняя игровые правила, они осваивают типичные схемы взаимодействия игроков: одновременные и последовательно-поочередные действия, обмен функционально-распределительными действиями внутри группы и между командами. (Н.Я. Михайленко, Н.И. Кустова, Л.С. Карташова).



Copyright © 2024 Игры для всех.