Дидактические игры для детей младшей группы детского сада. Настольно-печатные игры в детском саду «Магнитная мозаика

В детском саду настольные игры для детей 3-4 лет, а также малышей и дошкольников – не просто один из видов развлечений, а важный инструмент в развитии эмоций, внутреннего мира, психологического стержня, характера. Главная задача педагога заключается в правильном подборе игр, соответствующих возрастной категории ребят и их интересам в садике. В современное «компьютерное» время дети зачастую лишаются возможности в домашних условиях полноценно играть за столом – глядя на взрослых, они отдают предпочтение телефонам, приставкам, телевизорам. Именно поэтому качественная организация настольного досуга, внедренная в детский сад, так важна и актуальна.

Настольные игры для детей 2-3 лет (младшая группа)

Малыши 2-3 лет зачастую еще не разговаривают, не улавливают разницы в цветах и формах, не знают названий предметов. Воспитателю необходимо предложить таким деткам настольные игры по развитию речи, визуального и слухового восприятия, внимательности. Играть совместно без помощи взрослого ребята пока не могут, поэтому педагог выступает в роли координатора и наставника в группе садика.

Дети младшей группы очень любознательны и интересуются всем новым для себя. Предложите им поиграть в яркие пирамидки, лото из картинок, крупные пазлы, построить башни. Каждая игра должна быть яркой, красивой и максимально безопасной. Никаких мелких деталей (фишек, кубиков), острых предметов — садик по умолчанию должен быть местом, в котором всегда безопасно для ребенка. Вы можете сделать своими руками пальчиковый театр и предложить вместе с детьми разыграть сценку.

«Отгадай и назови»
Из коробки достаются картинки с изображением различных предметов (фрукты, транспорт, птицы и прочее). Ребенок должен назвать то, что он видит.
«Где чей домик»
Задача малышей – сопоставить зверей с местом их обитания правильно. Это могут быть печатные пазлы, покупные картинки, магниты или магнитные доски.
«Четвертый лишний»
Из предложенных вариантов животных, растений, насекомых, птиц, продуктов питания и прочего убирается лишнее. Ребенок сам должен определить признак, по которому произвести выбор – в случае неудачи воспитатель подсказывает, заводя речь издалека.

Настольные игры для детей 3-4 лет (средняя группа)

В возрасте с 3-х лет ребенок уже активно общается с окружающими его сверстниками и в силах совместно с ними что-то изучать и открывать. На данном этапе настольные игры для детей 3-4 лет могут приобретать новые правила, а педагог выступает в роли арбитра на «поле». Совместное занятие призвано развивать чувство справедливости — малыши учатся радоваться не только личной победе, но и успехам сверстников. Девочка с удовольствием примется увлеченно играть в одевалки, будь то бумажные героини с различными самодельными нарядами или объемные куклы. Одевалками можно увлечь не только ради разнообразия досуга, но и ради понимания принципа и . Мальчик прекрасно справится с не самым сложным конструктором.

Те настольные игры для детей 3-4 лет, которые были успешно приняты детьми в младшей группе садика, могут быть немного усложнены для средней. Например, в качестве задачи, поставленной перед ребенком, будет не просто назвать предмет на картинке, а дать ему разностороннюю характеристику (цвет, особенности, назначение). Развивайте речь детей, предлагая развернуто отвечать на вопросы, применять мимику, выговаривать отдельные звуки.

«Мой дом»
Детям предлагаются отдельные части дома (дверь, окна, труба, лестница) или комнаты (диван, люстра, картина, холодильник), которые необходимо собрать в одну конструкцию. При этом каждая добавленная деталь должна быть озвучена и аргументирована. 4-летний малыш может сделать расстановку на примере собственной квартиры.
«Лото»
Детям раздаются карточки с различными изображениями. Из общей коробки воспитатель (или кто-то из ребят) достает по одной фишке и называет то, что изображено на ней. Малыши должны внимательно изучить карточки на предмет соответствия. Кто быстрее заполнит свою карточку правильно, тот и победил.
«Кубики»
Необходимо составить картинки, сопоставляя все стороны имеющихся кубиков. Это усложненные пазлы.

Настольные игры для детей 5-6 лет (старшая группа)

Начиная с 5 лет, детей можно готовить к школе: воспитывается усидчивость, развивается словарный запас и логика, вырабатывается интерес к творчеству и получению знаний. На этом этапе дети самостоятельно могут придумывать себе настольные игры и вводить в них правила, появляется способность анализировать происходящее без участия взрослого человека. Для дошкольник детский сад — это последний шаг до школы, от которого нужно взять максимум пользы.

Для детей 5-6 летнего возраста производителями создано множество настольных игр, где необходимо найти следственные связи, установить факты. Мальчикам и девочкам можно купить или придумать игры по тематикам: машинки, домашняя уборка, мода. Неплохо было бы внедрить , чтобы к школе ребята узнали азы вычислений.

«Календарь природы»
Ребенку требуется установить соответствие между выбранным месяцев, присущими ему осадками, температурой.
«Найди детеныша для мамы»
Необходимо сопоставить картинки различных животных, птиц и их детенышей правильно.
«Что? Где? Когда?»
Разносторонняя игра для развития 5-6 летних детей. Строится по принципу викторины.

Выбор настольных игр для детей детского сада могут делать не только воспитатели, но и творческие родители. Садик, его атмосфера, талантливые сотрудники и даже сами мальчишки и девчонки способны подсказать, с чем им было бы веселее всего играть за столом, какой вид досуга они вообще считают за самый интересный. Это является отличным подспорьем для занятий, организации свободного времени, а также альтернативой прогулок в непогоду.

Парные картинки

Дидактическая задача. Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры.

Игровые правила. Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получает фишку.

Игровое действие . Поиск нужных карточек.

Ход игры . У воспитателя набор парных картинок (готовые, фабричного изготовления или сделанные самим воспитателем). На картинках изображены предметы: игрушки, посуда, одежда и др. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берет две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает:

— Что это?

— Чашка, — отвечают дети.

— А на этой картинке тоже чашка? Посмотрите внимательно и назовите, какие это чашки. Как можно сказать о них?

Воспитатель не торопится сам ответить на вопрос. Дети догадываются и говорят:

— Они одинаковые.

— Да, они одинаковые, парные, две чашки — пара, значит, парные, и картинки тоже парные. Сегодня мы поиграем с парными картинками. (Держит в руке обе картинки — чашки.) Послушайте как мы будем играть. Я на этом столе положу картинки, а вам раздам тоже по картинке. Кого я позову, тот подойдет и найдет на столе такую же картинку, найдет ей пару. Выигрывает тот, кто не ошибется и громко назовет предмет.

Воспитатель, раскладывая картинки на столе, просит детей называть, что на них изображено: юла, мяч, чашка, кукла, мишка, чайник и др. Дети хором называют все предметы.

— А сейчас я раздам вам картинки, — говорит воспитатель. Кого я позову, тот скажет, какая у него картинка, и найдет у меня на столе такую же.

Сначала вызывает детей более активных, чтобы они были примером в выполнении правил игры, затем самых нерешительных, застенчивых. Подошедший ребенок ищет пару и, найдя ее, поднимает обе картинки. За правильный ответ ребенок получает фишку. Картинки складывают в коробку.

Чтобы не пропадал интерес к игре, можно предложить другой вариант игры, более сложный: воспитатель, раздав детям картинки, просит их быть внимательными и ответить, у кого такая же картинка. Сам он не показывает свою карточку, а рассказывает об изображенном на ней предмете так, чтобы тот, у кого такая же, мог отгадать ее и показать.

— У меня на картинке нарисован длинноухий, серенький, ест морковку. У кого такая же картинка? — спрашивает воспитатель.

Дети ищут. Тот, у кого изображен зайчик, говорит:

— У меня тоже такой зайчик! — и показывает детям картинку.

Воспитатель показывает свою. Дети сравнивают их, подтверждают:

— Да, они одинаковые.

— Положим их в коробочку, — предлагаем педагог. А теперь слушайте, про кого я вам еще расскажу. В красном платье с бантом на голове, волосы кудрявые, глаза голубые, щечки розовые. У кого такая же картинка?

—- Это кукла. У меня тоже такая, — показывает малыш такую же картинку.

Сравнивают двух кукол, никто не сомневается в их сходстве.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут описаны все предметы и найдены к ним пары. Правильные ответы поощряются фишкой. Воспитатель отмечает тех, кто правильно и быстро выполнил задание.

Сложи картинку

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Игровое правило. Не ошибаться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку.

Игровые действия . Поиск частей, складывание целой картинки.

Ход игры . В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке лежат такие же картинки, но только разрезанные на четыре равные части по вертикали или диагонали. Воспитатель знакомит детей с картинками. Они называют, что на них изображено. Затем показывает часть картинки и спрашивает:

— Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек?

— От яблока, — отвечают дети.

Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

— А теперь найдем другие части яблока.

Дети вместе с воспитателем ищут картинки с изображением частей яблока, дают их воспитателю. Когда все кусочки найдены и положены рядом с целой картинкой, воспитатель говорит:

— Смотрите, дети, получилось целое яблоко. Сейчас я вам дам картинки. Свете я дам грушу, а Вике — помидор. Вика, найди свою картинку! А Юле я дам морковь. Где лежит картинка? (Так все дети получают по картинке.) А теперь соберите целые картинки из их частей. Разрезанные картинки лежат на столе.

Сам процесс поиска, нахождения, складывания частей увлекает ребят. «У меня уже целая морковка получилась», «А у меня помидор», — радуются они тому, что сами «сделали» из кусочков целый предмет (помидор, морковь, яблоко).

— А теперь давайте положим на место все картинки и поиграем по-другому, — предлагает воспитатель.— Я сейчас дам вам не целую картинку, а кусочек. А вы по этому кусочку догадайтесь, какую картинку надо собрать.

— У меня, наверное, яблоко получится, — догадывается один из играющих.

— Сложи, а мы посмотрим, не ошибся ли ты, — увлекает дальше игрой воспитатель.

Усложняя игру, воспитатель вносит элемент соревнования: кто первый сложит картинку, тот выигрывает, получает фишку. Усложнение может идти и по количеству частей (картинка разрезается потом на шесть частей), и по содержанию (на картинке не один предмет, а короткий сюжет: девочка играет с куклой, зайчик ест морковь, лисичка с колобком и др.).

Так же проводится игра и с разрезными кубиками. Их надо давать после того, как дети научились складывать разрезные картинки.

Лото

Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей об овощах и фруктах, цветах.

Игровое правило. Закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты: овощи — на карте, где нарисован огород, фрукты — где нарисован сад, цветы — на цветнике и клумбе.

Игровые действия. Находить маленькие карточки с изображением овощей, цветов и фруктов и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование — кто первый закроет все клеточки.

Ход игры. В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород, сад, цветник, и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов. Дети рассматривают маленькие карточки, воспитатель выясняет, что у них в руках.

— А где растет вишня? — спрашивает воспитатель ребенка, который держит в руках картинку с вишней.

— На дереве.

— А дерево вишня где растет?

— В саду, — отвечают ребята.

— А огурец где растет?

— На грядке, на огороде, — отвечают дети.

— Где растут цветы?

— В лесу, на лугу, на клумбе.

— Вот посмотрите, дети, на эти большие картинки. Что здесь вы видите?

— Огород.

— А на этой картинке?

— Клумбу.

Сейчас вы будете играть так, чтобы все, что растет в огороде, появилось в огороде, что в цветнике — попало в цветник, что в саду — в сад, и все встали бы на свои клеточки. (Показывает клеточки на карте.) Кто первый закроет все клеточки, тот и выигрывает.

Дети обмениваются карточками, и игра продолжается.

Такая игра используется, когда ставится задача систематизации, закрепления знаний о других предметах, например о посуде, мебели, одежде, обуви, принадлежностях для труда, для занятий и др. Усвоив правила, дети используют их в самостоятельных играх.

Чьи детки?

Дидактическая задача. Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Игровые правила. Ставить карточку с изображением детёныши на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша.

Игровые действия. Звукоподражание. Найти детеныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным.

Ход игры. Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (могут быть и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детенышей (см. рис). Дети упражняются в звукоподражании.

— Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) — это полянка. Какая красивая лужайка! (Показывает.) Здесь будут ходить животные.

Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить только после того, как услышите голос животного. Поняли? Вот на луг вышла. . . (Пауза.)

Дети называют:

— Корова.

Воспитатель ставит картинку на фланелеграф.

— Как она зовет своего сынка?

— Му-му-му! — хором произносят дети, рассматривая свои картинки.

У Вовы теленок. Он подбегает к фланелеграфу со своей картинкой, ставит ее рядом.

— Кто прибежал к своей маме, Вова?

— Теленок.

— Правильно, дети?

— Да,— подтверждают они.

Так поочередно ставят и других животных. Дети произносят характерные для каждого животного звуки.

— Громче, дети! Иначе не услышит козленок свою маму.

Воспитатель учит громко и правильно произносить звуки:

бе-бе-бе (или ав-ав-ав, мяу-мяу-мяу, хрю-хрю-хрю). После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.

— Гуляет по лужку корова с теленком, свинья с поросенком, собака со щенком, кошка с котенком, — заканчивает игру воспитатель, при этом обращает внимание на правильное произношение конца слов: щенком, поросенком, котенком.

Возможен и другой вариант игры: у одной группы детей будут взрослые животные, а у другой — детеныши. Одни дети по очереди называют животное и произносят соответствующие звуки, а другие быстро находят их детенышей, подбегают к столу и кладут рядом обе картинки с изображением взрослого животного и его детеныша. Когда все картинки будут подобраны попарно, игру можно закончить.

Кому что нужно для работы?

Дидактическая задача . Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда; воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Игровое правило. Закрывать клеточки на большой карте только теми картинками, которые соответствуют ее сюжету (работа шофера, повара, врача, свинарки).

Игровые действия. Поиск нужных карточек, соревнование — кто быстрее закроет все клетки на большой карте.

Ход игры. Игра проводится по типу «Лото». На больших картах изображены повар, врач, шофер, свинарка, на маленьких — предметы, необходимые в работе. Воспитатель уточняет знание детей о профессиях и орудиях их труда. Затем напоминает правила знакомой игры в лото. Если дети не играли в эту игру, правила следует разъяснить. Берут одну большую карту и рассматривают ее. Затем подбирают к ней соответствующие картинки, например, повару — кастрюлю, половники, мясорубку, чайник, противень, дуршлаг. Педагог помогает вопросами тем, кто затрудняется: «Что еще нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает?», «Поищи внимательнее все предметы, которые нужны шоферу».

Эту игру проводят после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением строителя, почтальона, продавца, доярки и орудий их труда.

Домино

Дидактическая задача . Закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъемный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые детям машины.

Игровое правило. Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.

Игровое действие. Если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

Ход игры . Начинается игра короткой беседой воспитателя о машинах. Педагог выясняет знания ребят о том, как эти машины помогают людям работать. Дети рассматривают картинки. Затем воспитатель обращает внимание на то, что на карточке изображены две машины, разделенные вертикальной полоской (как в игре «Домино»):

— Я сейчас раздам вам карточки (по 4 — 6), и мы поиграем в игру «Домино». Вот я положила свою карточку. Какие машины здесь нарисованы? Правильно. Трактор и подъемный кран. У кого на картинке есть трактор, тот положит рядом с моим. (Показывает, как надо положить.) А у кого есть подъемный кран, куда он положит свою карточку? («С другой стороны».) Правильно. А теперь какие картинки лежат у нас по краям? («Комбайн и легковая машина «Волга».) У кого есть такие картинки? Положите их в один ряд.

Дети находят одинаковые картинки и кладут их на концы образовавшегося ряда. Так игра продолжается до тех пор, пока у ребят картинок не останется. В заключение они могут поиграть так — потихоньку двигать весь ряд по столу и говорить при этом: «Поехали, поехали все наши машины». Затем все картинки складывают в коробку, перемешивают и раздают снова. Игра продолжается. Воспитатель говорит:

— А теперь, дети, послушайте, какие правила еще надо выполнять в игре. Свои карточки класть по очереди: начнет Вова, потом будет класть свою карточку Юля, а за ней — Сережа. Запомнили? Если у вас не будет в руках нужной, парной картинки, тогда вы пропустите ход, скажете: «У меня нет такой картинки». И будете ждать, когда на конце ряда появится ваша парная картинка. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки. Будьте внимательны!

Когда это бывает?

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Игровые правила . Рассказывает о своей картинке и отгадывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2—3 картинки. Например, может быть изображен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой: расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры:

-— Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не

показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь!

Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.

— А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. (Называется имя вызванного ребенка.)

После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются в том, что ответ был правильным (или наоборот). Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.

Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей.

Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

Татьяна Макрушина
Настольно печатные игры часть2

Когда это бывает?

Цель : Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением времён года, для каждого времени года 2-3 картинки (зимний пейзаж, зимние забавы, труд людей зимой) . Расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель объясняет правила. Дети сегодня мы будем играть так : посмотрите у меня много картинок. Я их вам пока не покажу и вы их не показывайте друг другу. Мы будем отгадывать, что нарисовано. Воспитатель раздаёт картинки, называет ребёнка. Тот рассматривает внимательно свою картинку, затем рассказывает о её содержании. Затем другой ребёнок отгадывает о каком времени года было рассказано. После ребёнок показывает свою картинку, дети убеждаются в правильности ответа. Игра продолжается пока дети не расскажут обо всех картинках.

Ищи и найдёшь

Цель : упражняться в различении характерных признаков отдельных времён года.

Ход игры : Дети классифицируют картинки и приставляют их друг к другу в зависимости относятся ли они к весне, лету, осени, зиме.

Кому что нужно для работы?

Цель : Закрепить знания детей о том, что людям в работе помогают разные вещи,орудия труда; воспитывают интерес к труду взрослых. Желание самим трудиться.

Ход игры : игра проводиться по типу»ЛОТО» на больших картах изображены- повар, врач, шофёр, дворник и т. д. На маленьких- предметы необходимые в работе. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и о орудиях труда. Затем напоминает правила игры . Дети разбираем картинки, подбирают к большой карте соответствующие картинки направляют; повару – кастрюлю, половник, чайник, мясорубку.

Что нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает руку? Поищи внимательнее все предметы, которые нужны шофёру. Эту игру проводят после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением (строителя. Почтальона, продавца, доярки, свинарки и орудия их труда.)

Цель : упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания : где что растёт; закрепить знания детей об овощах и фруктах и цветах.

Ход игры : В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород сад и цветник и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки

А где растёт вишня? Спрашивает воспитатель у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней.

На дереве.

А дерево вишня где растёт?

В саду. Отвечают дети.

Где растут цветы? (в лесу, на клумбе на лугу) .

А огурец где растёт? На грядке в огороде.

Вот посмотрите дети на эти карточки. Что здесь вы видите?

А на этой карточке? Клумбу.

Сейчас вы будите играть так чтобы всё что растёт в огороде появилось в огороде что в цветнике попало в цветник что в саду в сад и все встали бы на свои клеточки на карте. Кто первый закроет все клеточки тот и выигрывает . Дети обмениваются карточками и игра продолжается. Такая игра используется когда ставится задача систематизации закрепления знаний о других предметах например о посуде, мебели, одежде, обуви, принадлежность для труда, для занятий.

Парные картинки

Цель : Упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинках, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать умение выполнять правила игры .

Ход игры : У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображены предметы : игрушки, посуда, одежда и др. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берёт две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает :

Чашка- отвечают дети.

А на этой картинке то же чашка. Что можно сказать о них? Воспитатель не торопится сам ответить на вопрос. Дети догадываются и говорят :

Они одинаковые.

Да они одинаковые, парные. Две чашки- пара,значит парные. Сегодня мы поиграем в парные картинки (Держит в руке обе картинки –чашки.) Послушайте как мы будем играть. Я на этом столе положу картинки, а вам раздам по картинке. Кого я позову тот пойдёт и найдёт на столе такую же картинку, найдёт ей пару. Выиграет тот кто не ошибётся и громко назовёт предмет. Предлагаю более сложный вариант, раздаю картинки, прошу их быть внимательными и ответить у кого такая же картинка. Сама не показываю, а рассказываю об изображённом предмете так чтобы тот, у кого такая же,мог отгадать и показать.

У меня на картинке нарисован длинноухий серенький ест морковку. У кого такая же картинка? Дети ищут. Тот, у кого изображён – зайчик, говорит : У меня тоже такой зайчик. И показывает.

Что растёт в лесу?

Цель : Закрепить знания о лесных и садовых растениях.

Ход игры : Воспитатель выбирает троих детей и предлагает им назвать то, что растёт в лесу. Например один говорит :» грибы, второй : малина, третий : ель.» А потом опять продолжается. Воспитатель предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правило, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая тройка получает другое задание, например, перечислить, что растёт в саду или кто живёт в лесу, во дворе и т. д.

Перемешанные картинки

Цель : Закрепить и проверить культурно – гигиенические навыки.

Ход игры : Воспитатель вешает на доску большую картину. На картине изображён неопрятный ребёнок. А детям раздаёт маленькие картинки, на которых предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым нужно дополнить большую картинку и объяснить

Что сажают в огороде?

Цель : учить детей классифицировать предметы по определённому признаку, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель спрашивает :

Дети вы знаете, что растёт в огороде? Давайте поиграем в игру. Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову, то что сажают в огороде вы ответите «ДА» , если то что не растёт в огороде вы скажите «НЕТ» . Кто ошибётся, тот проигрывает . Воспитатель начинает :

Морковь. (да) ; помидоры (да)

Огурцы. Да.

Цель : закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям, правильно их называть и подбирать парные изображения : легковая машина, грузовая, комбайн, подъёмный кран и т. д.

Ход игры : Воспитатель показывает детям карточки, называет машины и обращает внимание,что на карточке изображены две машины, разделённые вертикальной полосой. Затем раздаёт детям по 4-6 карточек Вот я положила свою карточку, какие машины здесь нарисованы. Трактор и подъёмный кран. У кого есть такие же, положите свои картинки рядом с машинами.

А теперь какие здесь картинки? У кого такие? Положите их в один ряд. Дети находят одинаковые картинки и кладут их на конец образовавшегося ряда. Игра продолжается до тех пор, пока у ребят картинок не останется. Затем вводят новое правило, детям снова раздают перемешанные картинки и устанавливают очерёдность, выкладывают картинки друг за другом. У кого нет подходящей - пропускает ход, выигрывает тот , кто первым положит все картинки.

Что где растет?

Цель : Закрепить знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Ход игры : Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунками на большой карте. выигрывает тот , кто быстро закроет все пустые клетки и правильно назовет растения (на больших картах нарисованы лес, поле, сад, огород.) Трудным будет название злаков, грибов. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешиваются, игра продолжается.

Посадим цветочек

Цель : Ориентироваться в пространстве, различать понятия «край» и «середина» .

Ход игры : К столу садятся 5-6 детей. На каждом столе находится поднос, наполненный песком и коробка в которой много разноцветных бумажных цветов. – «Дети, сейчас мы посадим цветы, -говорит воспитатель. -В коробке у вас много цветов, нужно посадить их красиво, в ряд, а не как попало. Воспитатель следит за работой всех детей, а каждый ребенок говорит куда он посадит цветок по середине или с краю.

Елена Астахова

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ДРУЖИМ С ПРИРОДОЙ

Настольно-печатная игра для детей 4-5 летнего возраста

ВИД ИГРЫ :

Дидактическая игра «Дружим с Природой :

Экологической направленности;

Настольно – печатная .

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА :

Формировать :

Желание оберегать и охранять природу ;

Бережное отношение и любовь к природе , ко всему живому;

Способности самостоятельно составлять правила поведения человека в Природе ;

Ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному миру .

Развивать :

Представления о том, какие действия вредят природе ;

Интерес и любовь ко всему живому;

Умение работать в коллективе;

Мелкую моторику рук;

Память, мышление, внимание, воображение.

Закрепить :

Знания детей о Правилах поведения в Природе ;

Расширять :

Словарный запас слов.

Ход ИГРЫ:

I вариант :

Воспитатель раздает детям карточки на которых изображен знак правила поведения в природе . Карточка разрезана на 2 ровные части.

Воспитатель предлагает собрать правила. Ребенку необходимо подобрать 2 половинки так, чтобы получилось целое, объяснить свой выбор,и рассказать о каком правиле идет речь.

За правильное выполненное задание участник дидактической игры «Любите Природу получает фишку.

Игра проводится несколько раз.

Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек

II вариант :

Второй вариант игры проводится детьми самостоятельно.

После приобретения навыка игры дети могут играть без помощи взрослого.

Фишки в данном варианте не используются.

ВАРИАНТ ИГРЫ

I вариант :

Игра проводится совместно с воспитателем (с помощью взрослого) .

II вариант :

Дети играют самостоятельно .

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИГРЕ :

Игра «Дружим с Природой

способствует воспитанию заботливого и бережного отношения ко всему живому.

Формирует экологическую культуру и экологическое сознание детей .

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ :

В ходе самостоятельной деятельности детей ;

В ходе проведения с детьми дошкольного возраста НОД по формированию экологических представлений по защите и охране природы .

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ :

Во время использования дидактической игры «Дружим с Природой может быть организована деятельность детей :

индивидуального характера;

с подгруппой детей .



Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игра «Фотоаппарат».

Цель : развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание : в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия : 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель : развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные - «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель : учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия : знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель : способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия : бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил - нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия : листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание : наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо - овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель : развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

Игры для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет».

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Хлопни в ладоши».

Цели : развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.

Описание: воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.

Игра «Вычеркни все буквы К».

Цель: развивать устойчивость, распределение и переключение внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

Описание: предложить ребенку внимательно рассмотреть буквы в тексте и вычеркнуть все буквы «к». Фиксировать время и количество ошибок. Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у».

Игра «Меняем внешность».

Цель: развивать наблюдательность.

Описание : играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Верно-неверно».

Цель: развивать внимание, память.

Описание : воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:

Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)

Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)

Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)

Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)

Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)

Игра «Маленький жук».

Цель: развивать внимание, пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : игровое поле, расчерченное на 16 клеток; пуговицы.

Описание : воспитатель предлагает ребенку помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив, что «жук» ползает только зигзагами. Воспитатель обозначает короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно прослушать, запомнить и проделать этот путь «жуком» по игровому полю. Когда ребенок научится запоминать все ходы движения жука, можно перейти к более сложному заданию, попросив малыша проделать ходы мысленно и поставить жука на нужную клетку.

Игра «Выполни по образцу».

Цель: развивать концентрацию внимания.

Игровой материал и наглядные пособия: лист в клетку с узором из квадратов, кругов, треугольников.

Описание : ребенок продолжает на листе образец узора (круг, квадрат, треугольник, точка и т. д.).

Игры на развитие мышления у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Да-нет-ка».

Цели : учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание : воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Визуальные "да-нет-ки"».

Цели: учить анализировать; развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание: разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель : развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

Кем был старичок? (Мальчиком.)

Чем было дерево? (Ростком.)

Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи - внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель : развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание: ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я - радуга!» Ребенок должен ответить: «Я - солнце!» Воспитатель продолжает: «Я - небо». Ребенок отвечает: «Я - самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание : воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание : заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия : наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание : воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет

Игра «Какой он?».

Цель : учить активно описывать признаки предметов.

Описание : предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.

Игра «Что ты слышишь?».

Цель: развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков.

Игровой материал и наглядные пособия : музыкальные инструменты (дудочки, барабан, трещотки, бубен), фольга, бумага, книга.

Описание : воспитатель сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук. Начать целесообразно с простого - с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.

Игра «Кто как разговаривает».

Цель: тренировать фонетическую память (воспринимать, произносить, различать звуки).

Описание : предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.

Игра «Картинки-загадки».

Цель: учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных предметов.

Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.

Игра «Шаги».

Цель: способствовать расширению словарного запаса, развитию речи.

Описание: две команды выстраиваются друг напротив друга. Между ними должна быть проведена раздельная полоса.

Задается тема игры. Можно использовать темы, приведенные в предыдущей игре, а также называть слова, слоги, определенную букву или звук. Шаг можно сделать, назвав нужное слово. Побеждает та команда, которая первой дойдет до разделительной черты.

Игра «Предлоги».

Цель: закреплять навыки владения предлогами.

Игровой материал и наглядные пособия: одноразовая картонная тарелка, кубик.

Описание : расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.

Игра «Похожие слова».

Цели: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.

Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:

Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)

Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)

Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)

Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)

Игра «В слова».

Цель : расширять словарный запас.

Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.

Игра «Смысл слова».

Цель : учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.

Описание : предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игра с картинками в книжке или журнале.

Цели : закрепить знание алфавита; учить словообразованию; развивать внимание, сосредоточенность.

Игровой материал и наглядные пособия : книга с картинками (детский журнал), карандаш.

Описание: вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.

Игра «Кто здесь живет?».

Цели: учить детей составлять слова из предложенных букв; развивать навык чтения.

Описание: вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Пример:

A, Л, И, С, Е, О - лиса, лес, осел.

К, И, Н, О, Т, С, Л - кот, кит, слон, кино.

Игра «Слогомяч».

Цель : развивать навык деления слова на слоги, быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия : мяч.

Описание: один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «ро- ва» - получится «корова», к «ли» добавить «са» - получается «лиса». Важно, чтобы дети соблюдали правило: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся: «ко- ро-ва», но не «ка-ро-ва».

Игра «Книжный детектив».

Цели : учить соотносить буквы с конкретными картинками; развивать быстроту мышления.

Игровой материал и наглядные пособия : книги с иллюстрациями.

Описание : загадать букву и дать задание ребенку - найти в книге картинку на эту букву. Если играют несколько детей, ввести элемент соревновательности: выигрывает тот, кто найдет большее число нужных картинок. Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном слове, например, две буквы «о». (Корова.)

Игра «Сыщики».

Цели: закреплять знание алфавита; развивать умение соотносить абстрактные буквы с буквами, входящими в состав слова.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с буквами.

Описание: разложить карточки с буквами на разных предметах. Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета. Например, карточка с буквой «к» лежит на диване - это неправильно, она должна висеть, например, на картине. Можно усложнить игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.

Игра «По пятам».

Цель : развивать навык чтения (знакомить с расположением слов в тексте, учить читать с интонацией).

Описание : воспитатель и ребенок, сидя за столом, читают книгу. Воспитатель читает, а ребенок немного отстает, повторяя все то, что читает воспитатель. Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания. Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.

Игра «Художник-иллюстратор».

Цели: учить обращаться с книгой; прививать любовь к книге; развивать повествовательную речь, воображение, логику.

Описание : прочитать ребенку стихотворение или небольшой рассказ. Затем предложить выполнить задание - подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросить пересказать фабулу (краткий сюжет) произведения, опираясь на подобранные им рисунки.

Игры на математическое развитие детей среднего дошкольного возраста

Игра «Правильный счет».

Цели: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Игровой материал и наглядные пособия: мяч.

Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.

Игра «Кто где».

Цель : учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал и наглядные пособия : игрушки.

Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

Игра «Много-мало».

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Описание : попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет 9, а красных - 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 4 красных карточки. Что теперь можно сказать?

Игра «Отгадай число».

Цели: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Описание : спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Игра «Счетная мозаика».

Цели: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание : вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Игра «Точка-путешественница».

Цели : познакомить с основами написания цифр; развивать навыки тонкой моторики.

Игровой материал и наглядные пособия : тетрадь в клетку, ручка.

Описание: воспитатель садится за стол, кладет правильно тетрадь, показывает ребенку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребенку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла внизу тетради и т. д.

Игра «Читаем и считаем».

Цели: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; развивать умение сравнивать предметы по величине.

Игровой материал и наглядные пособия : счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнивать игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет

Игра «Как живут деревья?».

Цели: развивать речь; помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями деревьев в разные времена года (лето - зеленое дерево, осень - дерево с желтыми листьями, зима - дерево без листьев, весна-дерево с набухшими почками).

Описание: выяснить, какое время года сейчас. Как выглядят деревья, какие у них листочки. Поинтересоваться у ребенка, знает ли он, что происходит с деревьями осенью, весной, зимой? Рассмотреть картинки. Рассказать ребенку, что смена времен года влияет на состояние растений (зимой все растения засыпают, весной - пробуждаются, осенью - готовятся ко сну и т. п.).

Игра «Где чей листочек».

Цели : развивать умение классифицировать предметы по признакам, память, внимание; помочь в изучении растительного мира.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями деревьев (дуб, клен), листья этих деревьев, вырезанные из бумаги или настоящие.

Описание : смешать листья. Рассказать ребенку сказку о том, как злой ветер сорвал с деревьев и перепутал все листочки. Им холодно лежать на земле, они хотят вернуться к своим деревьям. Надо помочь листочкам найти свою маму (папу) - дерево. Предложить ребенку сложить листья возле соответствующего дерева. В первые занятия выбирать листья запоминающейся формы (клен, дуб, рябина). По мере изучения деревьев увеличивать количество разновидностей листьев и деревьев. Подбирать похожие по форме листья разных деревьев, внимательно рассматривать их, находя отличия.

Игра «Фруктовый сад».

Цели : развивать речь, навык классификации; познакомить с растительным миром.

Игровой материал и наглядные пособия: муляжи фруктов, овощей; карточки с изображениями фруктовых деревьев.

Описание : разложить перед ребенком фрукты и овощи. Объяснить, что кукла захотела сварить компот, но фрукты перемешались с овощами, а выбрать она их не может, потому что не знает, чем они друг от друга отличаются. После того как выявлены вес различия, предложить ребенку отделить фрукты от овощей. Поинтересоваться, знает ли ребенок, где растут фрукты. Рассмотреть изображенные на картинках фруктовые деревья. Разрезать яблоко или апельсин, показать ребенку спрятанные в них семена. Подвести итог: фрукты растут на деревьях. Деревья называются фруктовыми. Специально высаженные, такие деревья образуют фруктовый сад. Можно побеседовать о том, что готовят из фруктов, в какие блюда их добавляют.

Игра «Комнатные цветы».

Цели: развивать навык самостоятельности; познакомить с растительным миром.

Описание : если есть комнатные растения, предложить ребенку поухаживать за ними. Дать ему леечку, научить рыхлить землю, протирать листья растений влажной губкой. Рассказать о том, что, прежде чем попасть на подоконник, растения проделали долгий путь. Ведь многие из них прибыли к нам из Далеких стран - Индии, Мексики, Африки и т. д. Если ребенок выразит желание, найти эти страны на карте мира. Продолжая рассказ, пояснить, что погодные условия тех стран отличаются от наших, поэтому каждый цветок требует особого ухода: солнце или тень, много или мало воды, жару или прохладу. Предлагая полить то или иное растение, заметить: «Для полива этого цветка воды в леечку надо набрать совсем мало, а этот - любит много пить, поэтому постарайся, пожалуйста, набрать побольше водички». Объяснить ребенку, для чего в горшках сделаны отверстия, почему землю необходимо рыхлить, зачем вытирать пыль с листьев и т. п.



Copyright © 2024 Игры для всех.